Экспедиции

Отчёт от ... 2007 г. о походе в [...]

… Неверный свет фонаря в руках командира
бродил бледным жёлтым пятном
по стенам туннеля, лизал влажный пол
и бесследно исчезал,
когда фонарь направляли вдаль.

Д. Глуховский. «Метро».

Часть 1. Приготовления.

Мы оба прекрасно понимали, что задуманное проникновение на объект – чистое безумие. Однако начали тренировки на заброшенной стройке, чтобы развить навыки обращения с верёвкой, карабинами и прочим снаряжением. Тактику проникновения начали разрабатывать в последний вечер. Раньше в этом не было смысла, так как оставалось неясным, сможем ли мы в принципе, не имея всех необходимых спусковых и подъёмных устройств, опуститься на глубину более 10 метров, а потом и выбраться. Тренировки показали, что сможем.

Утро началось с похода в «Сплав», магазин туристического снаряжения, там мы приобрели две беседки и пару автоматически муфтующихся карабинов. То, что в магазине не оказалось «восьмёрок», нас не сильно огорчило – не зря же учились обходиться без них.

Дома у S… отрегулировали беседки, собрали валяющиеся по комнате инструменты, батарейки от налобников и пошли ко мне.

Мои родители поехали в гости к друзьям, поэтому можно было смело переждать в квартире часов до одиннадцати (именно в это время в … темнеет). Мы сбухтовали верёвки, с трудом затолкали их в рюкзак. Туда же отправились беседки с Тоннель под городомкарабинами, перчатки для спуска, паспорта, фонарики и пачка печенья.

Затем мы стали продумывать детали. В теории всё казалось достаточно просто: мы подходим к месту предполагаемого спуска, экипируемся в кустах, дожидаемся, пока поток машин поредеет, подходим, закрепляем основную верёвку, S… спускается, я вешаю сдёргивающую верёвку, на ней опускаю вниз вещи, затем спускаюсь сама. Оказавшись внутри, я остаюсь с вещами и верёвками, пока S… бегом несётся проверять возможность выхода через ближайшую вентшахту. Если такой возможности не будет, мы не сдёргиваем «перила» и поднимаемся по ним на схватывающем. Если вентшахту реально открыть изнутри, сдёргиваем всё и бежим вместе открывать.

Обсудили, обулись и вышли. На улице стемнело и стало прохладно…

Часть 2. «Девка в котловане».

Несколько остановок прошли пешком вдоль 1-й продольной, потом откуда ни возьмись возник троллейбус, и мы прыгнули в него. Людей в салоне почти не было. Можно было говорить вслух. Даже странно, волнение никак не давало о себе знать…
Вышли на Т..е. Зашли в круглосуточный «Плюс» за минералкой. До этого момента всё шло хорошо. Дальше стало веселее.
Нам предстоял спуск по 5-ти метровой гладкой трубе диаметром приблизительно 35-40 см, которая имела выход на поверхность в виде небольшого железного котлована со стенками, залитыми цементным раствором. Эта единственная оставшаяся лазейка не была закрыта строителями лишь потому, что она не рассматривалась как место возможного проникновения. Слишком уж неосуществимым это им представлялось…

Неприятность заключалось в том, что котлован располагался не далее, чем в двух шагах от продольной магистрали. Ко всему прочему – прямо под фонарным столбом. Освещение - супер! Хоть видео снимай!..

Мы тихонько переодевались в кустах, натягивали беседки и перчатки. S… настоял на том, чтобы я надела оранжевую жилетку. На мой вопрос: «Зачем?» - он ответил, что «рыжик» в любом случае, чтобы он ни делал у обочины дороги, привлекает меньше внимания водителей и прохожих, чем обычный человек. Моя позиция по этому вопросу была иной. Я считала, что «одна ночью девка в котловане, в налобнике и с двумя верёвками, всё равно привлечёт достаточно внимания, даже если будет в оранжевой жилетке». Но спорили мы не долго. Я надела жилетку и свою традиционную кепку. Вроде бы всё… А, нет! Мы во время вспомнили, что S… нужно будет как-то подать мне сигнал снизу о том, что всё идёт нормально и я тоже могу спускаться. Для этой цели как нельзя лучше подходил мой маленький фонарик-брелок с красным диодом, неяркий свет которого был бы отлично виден мне сверху. Я протянула S… фонарь. Он долго пытался прикрепить его к брюкам, но тщетно. Пришлось мне помочь. В этот момент из-за кустов вышел человек с собакой. Не знаю, что ему показалось в темноте, но он развернулся и поспешно удалился в противоположном направлении.

Время близилось к полуночи. Маршрутки и троллейбусы появлялись всё реже, зато мимо котлована то и дело проносились вездесущие такси. Мы поняли, что их не станет меньше. В наших силах было только дождаться момента, когда машины на минуту остановятся на светофоре, чтобы добежать до котлована…

Часть 3. Спуск.

Подошвы скользили по бетонному скату, и я чуть было не упала в дыру раньше времени. Мы старались делать всё очень быстро. Зацепив карабином восьмёрку и пропустив через него верёвку, я накинула удавку на штырь, торчащий в углу котлована. Тут же стало ясно, что сдёрнуть «перила» не получится: штырь был заляпан цементом, и в процессе трения верёвка лишь надёжнее застревала на нем. Некогда было раздумывать. Мы сунули «сдёргивание» в сумку и сбросили верёвку вниз. Слышно было, как бухта с плеском упала в воду между шпал. S… зарядил верёвку в карабин и соскользнул в зияющую черноту отверстия. Он спускался без света… Я осталась одна и только тогда почувствовала лёгкое волнение. Через несколько секунд внизу часто замигал красный огонёк. Значит, всё в порядке. Мне нужно было спустить сумку, но я растерялась. Зачем-то начала выбирать мокрую верёвку. Потом успокоилась, прищелкнула запасной карабин к лямке, повесила груз на «перила» и плавно, взяв верёвку ниже карабина, спустила сумку. Красный огонёк замигал снова. Настала моя очередь. Проверив десятый раз все узлы, я прыгнула в трубу…

Этот спуск мне запомнился. Первые метры прямо перед носом я видела только неровности трубы. Но она неожиданно закончилась, ноги оторвались от стен, и я оказалась под потолком огромного тоннеля. Луч налобника выхватил уходящие вдаль рельсы. Остро запахло креозотом. Эти несколько секунд свободного полёта в самом сердце […] стоили того, чтобы так рисковать! Было просто здорово!

Часть 4. Внутри системы.

Конец верёвки я завела за лист железа, прислонённый к стенке тоннеля, и мы скорым шагом направились в сторону Т…ка. Было заметно, что кое-какие работы здесь всё же велись: строители проложили освещение, на стенках тоннеля закрепили держатели для кабеля. Кроме того, гораздо громче стали работать насосы, откачивающие воду из тоннеля.

Выход в шахту оказался не закрыт. В помещении с гигантским вентилятором как, впрочем, и всегда горел свет. Мы прошли через него и оказались в стволе шахты. S… поднялся первым и начал раскручивать тугую проволоку, выполнявшую функцию Перекусдверного замка. Я сквозь сетку в воздухозаборных отверстиях оголовка следила за территорией […]. Угол, в котором мы находились, был, на удивление, тихим и тёмным. Ни одного фонаря сверху. Ни один прожектор не был направлен туда. Ни одна собака не пробежала поблизости. С большим трудом, но мы всё же справились с проволокой. Правда дверь не открылась… Тогда S… просунул руку в дыру в косяке и нащупал, что снаружи дверь закрыта болтом. Мы выкрутили и болт. Чтобы дверь не распахнулась сразу, защелкнули её изнутри карабином. На душе сразу стало легче – нашли-таки полноценный выход. Не придётся карабкаться вверх по верёвке в узенькой длинной трубе.

Надо сказать, открыв вентшахту, мы оба почти расслабились. Даже не хотелось уходить. Казалось, опасности и в помине нет. Спустились вниз, присели, перекусили печеньем и решили прогуляться до станции Т…ка. То, что происходило дальше, сейчас мне кажется нереальным…

Часть 5. Бегство.

Мы вышли на рельсы. Давно забытое чувство… Ходьба по шпалам. Уходящий в никуда тёмный тоннель. Раздвигающиеся в лучах налобников бетонные тюбинги. Но идти пришлось недолго. (На поверхности от вентшахты […] до конечной станции – Движительна глазок, метров 200). Миновали гермоворота. S… указал рукой на закрытую дверь с правой стороны. Замков на ней было два. Я подошла и слегка дёрнула за нижний. Раздался дикий грохот… Эхо разлетелось по всему тоннелю и достигло, наверное, Ч…ов. Замок был не заперт и легко открылся в моих руках. Легко, но очень громко. Если кто-нибудь был в это время на станции, нас услышали…

Тоннель свернул, и вдалеке показалась освещённая платформа станции. Мы стали двигаться медленнее, осторожнее и притихли. S… предупредил, что рельсы скоро заканчиваются, а шпалы на этом участке пути закреплены плохо и шатаются. Я выглянула из-за его спины и ужаснулась: всё некогда сухое пространство камеры съездов было затоплено водой! Больше я ничего рассмотреть не успела. Кто-то из нас наступил на последнюю шпалу - она издала очередной грохочущий звук. И тут вспыхнул свет!!! Ослепительно яркий после рассеянного света диодных фонариков. Загорелись лампы тоннеля. Именно над нами, не впереди и не за спиной. Единственная мысль, которая промелькнула до того, как мы бросились бежать: «Датчик движения! Это правда!» Мне рассказывали о них знакомые сторожа на станциях. Они думали, что я журналистка… Я им тогда не особо верила.

Расстояние, которое казалось раньше достаточно большим, мы преодолели за несколько минут. Чтобы не споткнуться, бежали сбоку от рельсов, разбрызгивая тёплую ржавую воду с запахом креозота. Я думала только о том, как бы не разбить голову о какой-нибудь штырь в стене. На секунду остановились, прислушались. Сзади всё было тихо. Сторож вряд ли бы кинулся один вдогонку за нами. По правилам он должен связаться со следующей станцией и предупредить их, чтобы перекрыли у себя тоннель. После этого он, скорее всего, вызовет милицию и будет ждать. По его мнению, выхода на поверхность между Ель…й и Т…ом нет, поэтому некуда спешить. Беглецы не скроются… ДвижимоеДатчик движения… Сигнализация в сторожке… Только бы не было камеры видео наблюдения в тоннеле. О них ведь мне тоже говорили… Зачем включился свет?..

Тем временем мы чуть не проскочили мимо ответвления на […]. Огромная сумка, которую нам лень было взять с собой, лежала там же, где её оставили, у гермозатвора перед стволом шахты. S… пришлось экстренно затаскивать её наверх по лестнице, обнесённой железным каркасом. Нелёгкая задачка! Я уже открыла спасительную дверку: «Ну же! Поторопись!» И мы вылетели на поверхность.

Холодный разум неожиданно напомнил, что у меня в кармане жилетки лежали болт и специально подобранная гайка, которыми мы собирались закрыть дверь шахты снаружи. Несмотря на спешку, я остановилась, чтобы сделать это. Теперь прямых улик нашего присутствия в […] не осталось.

Некоторое время мы бегали по территории […] в поисках дырки в заборе. Наконец она нашлась. Мы вылезли через неё и побежали в ближайший тёмный дворик. «Никаких улик, никаких… карабин сняли с двери, сумку забрали, перчатки я бросила уже за территорией […] ЧЁРТ! А ВЕРЁВКА В ТОННЕЛЕ?!!»

Часть 6. «Девка в котловане 2». Возвращение.

Уже на бегу я крикнула S…, что встречаемся на месте спуска. Пролетела малознакомые дворы, запыхалась, но останавливаться было нельзя, чтобы не упустить шанс выбрать верёвку до того, как начнут прочёсывать тоннель. Я выбежала на 1-ю продольную. СтанцияНачало третьего. Машин нет. Только одинокие такси. Лишь пробегая через автозаправочную станцию, ощутила, что мне что-то мешает – просто не успела снять беседку, плюс, сбоку на карабине болтался огрызок шнура для схватывающего…

Силы меня совсем покинули, когда впереди всё-таки показался памятник […] Наконец-то. Я свернула в кусты и прыгнула в Труселякотлован. Верёвка на месте, внизу свет не горит. Значит, не всё потеряно. Оказалось, выбирать мокрую тридцатиметровую верёвку совсем не просто. Она потяжелела раза в два! Но Ёроол-Гуй не покинул нас в эту ночь. Я справилась с задачей и упала под куст. Впервые за всё это время захотелось спать.

Минут через 10 пришёл S… . Мы упаковали снаряжение и, не спеша, двинулись в сторону Центра. Несколько милицейских машин проехали мимо, в направлении […]. Мы свернули в переулок…
Хотелось, конечно, за этот поход сделать побольше фотографий. Чтоб было, что вспомнить. А в итоге у нас только пять. На одной из них трусы, забытые кем-то в служебном помещении. Ну что ж, вполне неплохо сходили, я считаю…

Автор отчёта: диггер А…
Дата написания: … … 2007 г.