Экспедиции

Великий, Прекрасный и Беспощадный... УРАЛ!

Часть 2. Пещерный край.

Никольский мостПосле случившегося с нами во время велопохода (см. отчет «Южный Урал. Часть 1. Велопоход») могло показаться, что ничего особо интересного в эту поездку уже не произойдет. Однако вышло Штурмуем лужииначе. Отдохнув в Аше всего денек, восстановив силы, залечив ушибы и прочие травмы, мы снова собрались в путь. На этот раз на машине, чтобы не рисковать. :)

Нашей целью снова стало село Серпиевка (или на местном диалекте Серпеевка). Стоит объяснить почему. Серпиевка находится в верховьях реки Сим. Чуть выше деревни, на 15-километровом участке долины реки, расположен уникальный Пещерный Град, отличающийся разнообразием карстовых форм. Там есть горизонтальные, вертикальные, наклонные и лабиринтовые пещеры, а также ниши, гроты, арки и подземные озера. «Пещерный Град Серпиевский делится на два участка: Серпиевский (верхний) и Игнатьевский (нижний). Верхний участок начинается у автомобильного моста (в нескольких км за деревней – прим. автора) и заканчивается в самой Серпиевке. На этом участке находятся пещеры Соломенная (1168 м), Майская (357 м), Колокольная (213 м), Водяная (160 м), карстовая арка Скала – Кольцо. Нижний участок расположен в 6 км к северо-западу от Серпиевки. Там находятся пещеры Игнатьевская (620 м), Эссюмская (215 м), Алёнушка (108 м), шахта Косолапкина (глубина 57 м) и ряд других. В десяти пещерах этого района ученые обнаружили следы пребывания древнего человека, а в пещерах Игнатьевская и Колокольная – рисунки времен Палеолита»[1] .

Путь к ИгнатьевскойМы решили начать с пещеры Игнатьевской, потому что очень много слышали о ней. Сначала мы приехали в Серпиевку. Согласно нашему путеводителю, там должен был быть мост, пройдя Игнатьевскаяпо которому, мы вышли бы на живописную лесную тропу длиной в 7-8 километров, ведущую к пещере. Однако в деревне моста не оказалось. Точнее, как объяснили нам местные жители: «Мост был, да. Только его лет пять как в разлив унесло»… Они же посоветовали вернуться назад по дороге до поворота на лево и ехать прямо до указателя с названием пещеры.

Дорога от Серпиевки до этого опознавательного знака заняла совсем не много времени (минут двадцать). Дальше пошли пешком по лесным тропинкам. Найти вход оказалось не сложно – из долины реки к нему шла полуразрушенная деревянная лестница циклопических размеров. Подняться по ней, наверное, смог бы не каждый желающий. Над лестницей красовался такой же гигантский вход. Когда мы взобрались, сверху открылся потрясающий вид на суходол реки Сим. Дальше нас ожидало не меньшее потрясение – это размер пещеры. Будучи в длину всего 620 метров, в объеме она оказалась просто огромной. Залы один за одним поражали нас своим масштабом. Я бы на месте отшельника Игнатия тоже не отказалась выбрать местом своего обитания такую просторную пещеру.

В путеводителе по Уралу, изданном в 1912 году, Игнатьевская была описана так: «Игнатовская пещера известность свою получила потому, что в ней жил и погребен келейник Игнатий, слывший в народе за подвижника, Игнатьевская Игнатьевская«угодного Богу человека». По одной из легенд, Игнатиеам был Император Александр I. Якобы он инсценировал свою смерть, чтобы провести остаток жизни в молитвах и уединении. По другой версии, этот старец был ни кто иной, как великий князь Константин Павлович – брат российских царей Александра I и Николая I. Жил старец в пещере без всяких вещей, молился открывшемуся ему из стены пещеры образу Пресвятой Богородицы, а когда умер, тело его год пролежало нетленным. Потом пришли казаки и по приказу урядника выкинули тело из пещеры. Урядник через два дня погиб от страшной грозы, а тело старца Игнатия исчезло…» - Рундквист Н., Волков Л., Кулешова С. Урал Южный и Средний. 33 маршрута выходного дня. Издательство «Азимут», г. Екатеринбург, 2011 г.

Огорчало огромное количество надписей, накопившихся за десятилетия визитов сюда людей. Они были повсюду. Найти среди этого хаоса рисунки первобытного человека не представлялось возможным. Образ Пресвятой Богородицы, я думаю, скрылся обратно в камень от такого неуважения.

Когда мы уже подходили к выходу, нам встретились еще двое туристов, желающих приобщится к истории. Мы поздоровались и отправились дальше. Русло реки Сим густо заросло деревьями и Игнатьевскаятравой. Идти по нему Долина суходола реки Симбыло довольно трудно, тем более что мы плохо представляли, куда двигаться. Согласно схеме, распечатанной еще в Волгограде, нужно было найти то ли овраг, то ли отрог горы, в котором располагается пещера «Алёнушка». Место мы, вроде как, определили, но пещеру найти так и не смогли. Долго шарили под каждым кустом, за каждым камнем – всё тщетно. Зато удалось сделать немало красивых фотографий, в том числе запечатлеть с высоты суходол Сима, вход в Игнатьевскую и грот в отвесной скале, который снизу был незаметен.

Итак, безрезультатно проискав Алёнушку несколько часов, мы решили вернуться к машине и продолжить прохождение пещерного маршрута. Теперь нам предстояло добраться до Пещерного Града Серпиевского. Он находится в нескольких километрах от деревни, как я писала выше. У бетонного моста мы переоделись, натянули бахилы, исполнили ритуальный танец во славу Ёроол-Гуя и пошли.
Первая пещера лабиринтового типа, Соломенная, оказалась завалена. Остальные по своему строению должны были быть проще.

Перейдя через мост и спустившись вниз к реке, мы нашли вход в Майскую. Пещера начиналась как невысокая, но очень широкая щель и шла под углом вниз. Вода промыла вход еще в те времена, Танец в честь ёроол-гуякогда её уровень был Майскаянамного выше. Вскоре щель перешла в грот, из которого по широкому шкуродеру мы попали в очень красивый зал с натечкой оранжевого цвета, видимо из-за примесей железа. На обратном пути мы залезали во все боковые ответвления, но они либо заканчивались сужениями, либо шли некоторое время вдоль основной галереи и возвращались в нее.

Следующей пещерой была Колокольная. В нее мы попали, миновав несколько гротов в склоне горы. Колокольная запомнилась своим необычным невысоким и очень геометрически правильным входным тоннелем, напоминающим по форме колокол. Она также была довольно короткой, но эффектной благодаря своим огромным гротам, где мы долго занимались художественной фотосъемкой. Возможно, для местных эти пещеры не представляют ничего необычного, но для нас, степных спелеологов, привыкших к «сыру» Баскунчакских пещер и бесконечным шкурникам Уракова бугра, они показались просто колоссальными.

Когда мы вышли из Колокольной, уже темнело. Хотелось успеть попасть еще в пещеру Водяную. Мы миновали Скалу-Кольцо и подошли к очередному входу. Он довольно резко уходил вниз, так Широкий шкурник. Но неуютный.что пришлось прыгать.Натечка в Майской Внутри было очень сыро, и как только я включила «пецл», то увидела, что ход погружается в воду. Попробовать, конечно, стоило, и мы подтянули бахилы. Но уже через несколько шагов стало ясно, что дальше без акваланга не пройти. Возможно, дело было в том, что пару дней назад прошли обильные дожди… Так или иначе, нам пришлось выбираться назад. В этот день миссия была выполнена.
На следующее утро мы направились в пещеру Киселёвскую. Она является одной из длиннейших в Ашинском районе – 1260 м. Вот, что говорит об этой пещере путеводитель по Уралу: «Пещера Киселёвская –горизонтальная карстовая полость гротового типа. {…} Пещеру Киселевскую ищем на окраине Аши (со стороны Миньяра): у первых домов нужно свернуть направо и по мосту переехать реку к устью Киселевского ручья. Метров через 500 ищите справа хорошо набитую тропу, карабкающуюся круто в гору»[2] . И здесь я хочу отметить, что главным испытанием для любого желающего посетить Киселевскую пещеру будет являться как раз этот почти отвесный подъем в гору, к месту входа. Идти с рюкзаками за спиной было очень непросто.

Вход представлял собой огромную наклонную полость с бревнами, наваленными поверх вязкой глины (видимо, это было сделано специально, чтобы облегчить спуск). В целом, брёвна помогали не сильно. Спуск занял минут пять. Внизу мы оглянулись назад. Я ощутила, как легкий холодок пробежал по спине: если на поверхности начнется ливень, вылезти будет невозможно…

Первый грот пещеры носит название грота Зимующих летучих мышей. Из него мы сначала пошли налево и оказались в Мрачном гроте. Я надеялась найти оттуда проход в главную часть пещеры и нашла: это был очень узкий наклонный лаз, который выходил в следующий грот на высоте не менее 2.5 метров от пола. Со снаряжением там спуститься можно, без него – чистое безумие. Мы вернулись в грот Летучих мышей и пошли прямо. Грот заканчивался узкой щелью, через которую мы проникли в основную галерею пещеры. Залы следовали друг за другом один больше другого. Из того же путеводителя мы выяснили их названия: Музыкальный, Манежный, Органный, Пустой, Жемчужный, Банкетный. Света прожектора не всегда хватало, чтобы осветить противоположный край грота или свод. Из последнего зала мы смогли пробраться в небольшой гротик с вылепленными кем-то скульптурами. Надо сказать, пещера была довольно сырой, а пол практически везде – глиняным. На нем в свете фонарей отчетливо выделялись отпечатки человеческих ног и ладоней. Мы искали хоть один отпечаток лица (потому что навернуться в такой скользкой грязи проще простого), однако не встретили…

Трудно определить, какую часть пещеры мы прошли. Наверное, больше половины. Скорее всего, там были еще гроты, но мы не стали пытаться в них проникнуть. Это сложно представить себе, но находясь в последнем, сплошь обвальном зале, мы несколько раз чуть не потерялись – такой он был огромный. Искать там шкурники можно было сутки напролет. Мы решили ограничиться увиденным, тем более что Киселёвскаяхотелось еще уделить время фотографии.

Выбирались на поверхность не без труда. Честно говоря, за время пребывания в пещере мы изрядно устали. После обеда решили уже никуда не ходить. Хотелось сохранить в памяти впечатление от увиденного прекрасного бескрайнего подземного царства…

P.S. Я не могу найти достаточно слов, чтобы описать свои впечатления от Урала. Это было грандиозно! Я думаю, Урал – то место, где однозначно стоило побывать. Причем не принципиально важно – где. Там нет неинтересных мест. Так что клуб DEEPDIG рекомендует. Только не берите с собой велосипеды… :)

Киселёвская
Киселёвская. Это не ветки лежат. Это толстые стволы.